Утечка отчета Tesla показывает, что кибергрузовик имел основные недостатки конструкции

a-leaked-tesla-report-shows-the-cybertruck-had-basic-design-flaws Новости

В ноябре 2019 года генеральный директор компании Tesla Элон Маск вышел на сцену в Калифорнии, чтобы представить новый вид EV: Cybertruck — угловатый пикап в стиле киберпанк с кузовом из матовой нержавеющей стали и «небьющегося» стекла. То, что произошло дальше, вошло в фольклор. Под прицелом камер стекла демонстрационного пикапа разбились не один, а два раза во время демонстрации их прочности. Маск сначала ругался, а потом пошутил: «Есть куда стремиться». Это несерьезное замечание могло бы стать подходящей мантрой для всего проекта.

Разумеется, такое неудачное начало не отпугнуло преданных поклонников Tesla. С тех пор около 1,8 млн. клиентов внесли депозит в размере 100 долларов США, чтобы зарезервировать Cybertruck. Предполагалось, что этот автомобиль начнет сходить с конвейера в 2021 году. Но прошло уже два года, а грузовики все еще не поставлены, и для большинства покупателей они появятся не раньше 2024 года.

В мае немецкая газета Handelsblatt начала писать о «файлах Tesla»: тысячах внутренних документов, предоставленных ей информатором. Среди этих документов был инженерный отчет, который может дать некоторое представление о том, почему автомобиль так долго не выходит на рынок. Отчет, датированный 25 января 2022 г., который изучил WIRED, показывает, что предсерийная «альфа»-версия Cybertruck все еще испытывала некоторые базовые проблемы с подвеской, герметизацией кузова, уровнем шума, управляемостью и торможением.

Как пит-команда NASCAR совершенствует пит-стоп

«Ездил на новейшем прототипе Cybertruck по Гиге, штат Техас», — написал Маск в тот же день в Твиттере. «Это потрясающе!»

Содержание отчета не наносит смертельного удара по «Кибертраку». По словам одного из опытных инженеров-автомобилистов, говорившего на условиях анонимности, чтобы избежать ответной реакции со стороны поклонников Tesla, компания располагает огромными финансовыми ресурсами, которые позволят ей решить проблемы, подробно описанные в отчете. Однако, по его словам, «моя первая реакция — я поражен. Это классические механические проблемы автомобилестроения, с которыми сталкивается практически любой автомобиль. Я просто потрясен тем, что они так сильно борются с основными проблемами».

Компания Tesla не выпускает новые потребительские автомобили с 2020 года, и считается, что она отстает от других автопроизводителей, которые активизировали разработку электромобилей, чтобы удовлетворить растущий спрос. Большинство автомобильных компаний обновляют модельный ряд каждые три-пять лет — Model S компании Tesla уже более 10 лет. Audi, для сравнения, планирует выпустить более 20 новых автомобилей к 2026 году. Но хотя, по мнению аналитиков, окончательный выпуск кибергрузовика будет в основном символической победой Tesla, которой еще предстоит приступить к выпуску новых аккумуляторных батарей, внедрить безопасное программное обеспечение для полного автономного вождения во всем мире и создать действительно доступный автомобиль, задержки все равно имеют значение. Машине шумихи нужны новые продукты.

«Вам нужно что-то новое, чтобы оживить историю. Будь то человекоподобный робот, Tesla Semi, Cybertruck, Full Self-Driving, все это — честная игра в глазах пиар-машины Tesla, чтобы продолжать рассказывать о непрерывном росте», — говорит Джеффри Осборн, управляющий директор и старший аналитик, занимающийся исследованиями Tesla в финансовой компании Cowen. «Логичным [первым] из всех этих проектов является кибергрузовик».

Компания Tesla не ответила на просьбы о комментарии.

Отчет о внутренней динамике и NVH-шуме, вибрации и жесткости, попавший в Handelsblatt, содержит результаты испытаний альфа-версии Cybertruck в сравнении с прогнозами, сделанными с помощью компьютерного моделирования (CAD), а также с внутренними эталонами. В итоге создается впечатление, что прототип автомобиля негерметичен, шумен, плохо управляется и тормозит.

«Это автомобиль, находящийся на стадии «альфа», поэтому неудивительно, что он находится далеко от своих целей», — говорит Энди Палмер, бывший исполнительный директор Nissan и генеральный директор Aston Martin Lagonda, имеющий более чем 40-летний опыт работы в автомобильной промышленности. По словам Палмера, он удивлен откровенностью отчета. «Вы бы устроили хорошую взбучку инженерам, которые это написали. Обычно такого не пишут».

В отчете говорится, что альфа-версия Cybertruck была запечатана вручную, но «есть ряд областей, которые мы не можем запечатать» в серийной версии автомобиля. Это проблема не только для защиты от непогоды, но и для шума в кабине. Данные, приведенные в отчете, свидетельствуют о том, что альфа-версия автомобиля оказалась значительно более шумной, чем предполагали инженеры на основе своих разработок, и что испытатели выявили 21 потенциальную утечку шума в кузове автомобиля.

Автомобили Tesla нередко протекают, и в отчете содержится намек на то, что необычная конструкция Cybertruck могла затруднить попытки инженеров правильно загерметизировать его. «В прошлом при производстве кузовов и в цехах окраски возникали трудности с герметизацией кузовов для обеспечения оптимальных характеристик NVH, а конструкция Cybertruck создает новые проблемы», — говорится в отчете.

Управляемость также была проблемой для альфа-кибертруда. В отчете отмечается ряд проблем, в том числе «чрезмерная резкость и крены на средних скоростях», «высокие ускорения при лобовом опрокидывании» и «структурная тряска». В отчете говорится о «чрезмерных боковых рывках при маневрировании на низких скоростях», а также о необходимости решения проблем с отточенностью рулевого управления и креном кузова. Режим strafe, позволяющий поворачивать колеса, чтобы автомобиль мог «крабовым шагом» двигаться из стороны в сторону, имел «только базовую функциональность».

Тормозные характеристики оказались одним из худших мест в отчете. Инженеры Tesla стремились получить оценку 7, или «удовлетворительно», по шкале оценки Общества автомобильных инженеров, но альфа-версия получила только 4, или «плохо». Согласно отчету, в январе 2022 года нажимная колодка педали тормоза Cybertruck еще не была разработана, поэтому в альфа-версии наблюдались «чрезмерный ход педали и непоследовательная остановка», «чрезмерный крен при фрикционном торможении», проблемы с торможением при повороте, а также нестабильность торможения с усилием.

«Работа тормозов кажется серьезной. Я удивлен, что они не продвинулись дальше», — говорит Палмер, ознакомившись с содержанием отчета. Обычно шасси, включая тормозную систему, является первым, над чем работают инженеры, опережая кузов и другие системы. «Так что на данном этапе мы имеем дело только с прототипами — это уже поздно».

В отчете также подробно описаны результаты испытаний на кинематику и соответствие (K&C), которые используются для оценки ходовых качеств и управляемости автомобиля. В ходе типичных испытаний кузов автомобиля фиксируется, а к колесам прикладываются контролируемые силы или смещения. По результатам таких испытаний определяются параметры подвески автомобиля, такие как развал-схождение, определяющий степень поворота колес внутрь или наружу от прямолинейного положения. Отчет показал, что характеристики кибергрузовика «Альфа» демонстрируют «значительное отставание от целевых показателей».

В отчете перечислены проблемы и возможные пути их решения, некоторые из которых весьма интересны. В передней части автомобиля были обнаружены проблемы, которые «невозможно решить без внесения изменений в конструкцию подвески». Против проблемы «слишком большого усиления развала-схождения», приводящей, помимо прочего, к износу шин и изменению схождения по высоте, в графе решений прямо указано «возможно, нет».

В отчете есть указания на проблемы, с которыми столкнулась компания Tesla при создании грузовика, способного конкурировать с другими электромобилями в своей категории.

Жесткость на кручение — это способность кузова автомобиля противостоять скручиванию. При поворотах, если жесткость на кручение слишком мала, кузов будет проваливаться. Слишком большая — затруднит поворот и приведет к недостаточной поворачиваемости. По словам Палмера, характеристики «альфа»-грузовика оказались значительно ниже запланированных, что может обеспокоить компанию Tesla. «Удивительно то, что это очень трудно исправить. Это фундаментальная проблема. В процессе разработки вы можете достаточно точно смоделировать это. Поэтому я удивлен, что все так далеко зашло», — говорит он. «К тому же это очень важно, поскольку исправление этой проблемы увеличивает вес и ставит под угрозу конструкцию автомобиля».

Компания Tesla выпускает электромобили с 2008 года, но, по мнению экспертов, создание грузовика представляет собой совершенно иную инженерную задачу. Другие производители, например Ford, чей электрический пикап F-150 Lightning начал выпускаться в апреле 2022 года, имеют десятилетний опыт работы в этой категории. Другие производители электрических грузовиков, в том числе Chevrolet и GMC компании General Motors, а также Rivian, уже вывели или, скорее всего, выведут Cybertruck на рынок.

Tesla обещает, что по дальности хода и тяговым характеристикам она значительно превзойдет F-150 Lightning. Однако компании придется начинать разработку или закупку многих деталей кибергрузовика с нуля, в отличие от конкурентов, которые могут повторно использовать или эволюционировать детали от других моделей. Lightning — это электрическая версия грузовика, который уже более 45 лет продается в США лучше всех остальных.

«Tesla придется выходить на рынок грузовиков с тем, что американские компании, похоже, умеют делать очень хорошо — строить пикапы», — говорит Майк Рэмси, аналитик исследовательской и консалтинговой компании Gartner, специализирующейся на технологиях.

Кроме того, сам Маск заявил, что кибергрузовик — это сложный в производстве автомобиль. «Нельзя просто использовать обычные методы производства», — сказал он в мае во время телефонного разговора о прибылях и убытках. «Нам пришлось изобрести целый набор новых производственных технологий, чтобы построить автомобиль с экзоскелетом, а не с эндоскелетом, так что это явно не тривиальная задача».

Уникальный дизайн грузовика с угловатыми пластинами и конструкцией из сплава нержавеющей стали означает, что его не только трудно изготовить, но и, вероятно, трудно отремонтировать, считают эксперты.

Нержавеющая сталь нелегко поддается формовке, «поэтому создается впечатление, что это результат работы студента на уроке «Pop Quiz Number 1» по курсу «Intro to Car Design», — говорит Радж Раджкумар, профессор электротехники и компьютерной инженерии Университета Карнеги-Меллон. По словам Раджкумара, этот материал требует специальных технологий сварки и плохо поддается деформации, что может быть опасно при столкновении, когда сила, обычно поглощаемая «зоной смятия», может быть передана пассажирам салона.

Эксперты отмечают, что странная форма автомобиля, а особенно его острые края, не позволят Cybertruck соответствовать правилам защиты пешеходов в Европе и, возможно, на других рынках. «Эти длинные, негнущиеся металлические листы с острыми линиями и огромным лобовым стеклом заставляют меня думать, что возникнут некоторые реальные проблемы с потенциальным прохождением правил безопасности, особенно за пределами США», — говорит Рэмси из Gartner.

Решение всех этих производственных и инженерных проблем, скорее всего, существенно повысило цену кибергрузовика. Изначально Маск заявлял, что цена пикапа будет начинаться от 40 000 долл. Однако уже к 2021 году эти привлекательные цены были удалены с сайта Tesla. В прошлом году Маск сообщил акционерам, что технические характеристики и цена автомобиля изменились с момента его представления в 2019 году.

Так, в соглашении о предварительном заказе стоимостью 100 долларов Tesla лишь указывает, что «окончательный прайс-лист будет предоставлен вам по мере приближения даты поставки».

Когда именно наступит эта дата, остается открытым вопросом. В ходе телефонного разговора о прибылях и убытках 26 января 2022 г., т.е. через день после даты, указанной в утечке, Маск объявил, что выпуск Cybertruck будет отложен до «возможно, следующего года», аргументируя это тем, что запуск нового автомобиля нарушит производственные графики компании. «Если мы будем выпускать новые автомобили, то общий объем производства снизится», — сказал Маск в ходе телефонного разговора. С тех пор компания Tesla вновь отложила серийное производство Cybertruck до 2024 года, несмотря на то, что в июле 2022 года, спустя всего пять месяцев после появления отчета о NVH, Маск заявил в интервью на YouTube, что дизайн «окончательно утвержден», добавив при этом со вздохом: «Мы слишком увлеклись».

Утечка информации содержит только детали конструктивных проблем, с которыми столкнулся грузовик в 2022 году, и не затрагивает другие ключевые факторы, такие как работа электромотора или аккумулятора, а также программное обеспечение автомобиля. В конце мая газета Handelsblatt сообщила, что среди полученных ею документов были тысячи жалоб клиентов на нестабильное поведение функции полного автономного привода (FSD) Tesla. В США расследованием работы системы FSD занимается Национальная администрация безопасности дорожного движения (National Highway Traffic Safety Administration), отвечающая за безопасность дорожного движения. В начале этого года агентство вынудило компанию Tesla отозвать программное обеспечение системы полного автономного вождения. Компания Tesla не согласилась с выводами агентства, но обновила свое программное обеспечение путем автоматической загрузки в автомобили клиентов.

Работали ли Вы в компании Tesla? Есть ли что-то, что, по вашему мнению, мы должны знать? Пишите авторам по адресу Jeremy_White@wired.com или Aarian_Marshall@wired.com.

В документах, попавших в Handelsblatt, содержалась также частная информация, в том числе зарплаты сотрудников и банковские реквизиты клиентов. Органы по защите информации в Нидерландах, где находится европейская штаб-квартира Tesla, ведут расследование утечки. Согласно закону о защите персональных данных, принятому в Европейском союзе, за утечку данных компании могут быть оштрафованы на сумму до 4% от их годового дохода. В мае Комиссия по защите данных Ирландии оштрафовала компанию Facebook на 1,2 млрд. евро (1,3 млрд. долл.) за передачу данных пользователей из Европы в США.

Цена акций Tesla рухнула в прошлом году, упав с более чем 400 долл. в конце 2021 г. до менее 110 долл. в январе 2023 г. Однако за последние несколько месяцев она выросла до уровня около 200 долл. Она по-прежнему является самой дорогой автомобильной компанией в мире и мировым лидером по продажам электромобилей.

Хотя задержка с Cybertruck — не лучший вариант для Tesla, правда в том, что у Маска и его компании могут быть более важные приоритеты. Инвесторы больше заинтересованы в том, чтобы компания достигла целевых показателей продаж — 1,8 млн. автомобилей в этом году по сравнению с 1,2 млн. в прошлом году; своевременно завершила строительство производственного комплекса в Мексике к 2025 году; добилась прогресса в реализации проектов гигафабрик в США, Китае и Германии; успешно запустила другие новые модели, включая более доступный автомобиль по цене около 30 тыс. долл.

«[Маск] держит в воздухе множество шаров», — говорит Том Нараян, аналитик и руководитель глобальной практики автопроизводителей в RBC Capital Markets. «Кибергрузовик входит в список приоритетных задач, но не стоит на первом месте. Я не думаю, что это когда-либо будет крупносерийным автомобилем».

Астрономически маловероятно, что Tesla отменит проект Cybertruck. Инженерные проблемы, подробно описанные в отчете 2022 года, были серьезными, но не смертельными, и их можно было устранить при наличии достаточного количества денег, которых у Tesla предостаточно. «Не может быть, чтобы они не смогли найти способ сделать кибергрузовик приемлемым для рынка», — говорит автомобильный инженер. «Возможно, это будет не самый тихий EV, но кого это волнует? Они собираются их продавать. Люди ждут их годами».

Кроме того, у компании есть преданные клиенты, некоторые из которых хранят культовую преданность бренду и его основателю и агрессивно защищают его от критиков в Twitter — платформе, стоимость которой оценивается в 15 млрд. долларов, и на покупку которой в октябре прошлого года Маск потратил 44 млрд. долларов. Но получат ли покупатели то, чего ждали, когда грузовики наконец-то начнут массово сходить с конвейера, пока не ясно.

«Существует поле искажения реальности, потому что у Tesla уже было так много задержек, и люди так привыкли к тому, что Элон Маск выдает желаемое за действительное в отношении продуктов и возможностей». говорит Рэмси. «Теперь ему вообще никто не верит».

Обновление: в предыдущей версии этой статьи твит Элона Маска «It’s awesome!» был ошибочно датирован 26 января 2022 г. вместо 25 января.

Источник: https://www.wired.com/story/a-leaked-tesla-report-shows-the-cybertruck-had-basic-design-flaws/

Avatar photo
Mr.Cat

Слежу за технологиями и новинками электроники, всегда готов поделиться знаниями и помочь в выборе

Оцените автора
Все о телефонах
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.