Утечка отчета Tesla показывает, что у кибергрузовика были основные недостатки конструкции

a-leaked-tesla-report-shows-the-cybertruck-had-basic-design-flaws Новости

В ноябре 2019 года генеральный директор Tesla Элон Маск вышел на сцену в Калифорнии, чтобы представить новый вид EV: Cybertruck, угловатый пикап в стиле киберпанк с кузовом из матовой нержавеющей стали и «небьющегося» стекла. То, что произошло дальше, вошло в фольклор пиара. Под вспышками фотокамер стекла демонстрационного грузовика разбились не один, а два раза во время демонстрации их прочности. Маск сначала ругался, а потом пошутил: «Есть куда совершенствоваться». Это неожиданное замечание могло бы стать подходящей мантрой для всего проекта.

Конечно, не то, чтобы это неудачное начало отпугнуло преданных поклонников Tesla. С тех пор примерно 1,8 миллиона клиентов внесли свои 100-долларовые депозиты, чтобы зарезервировать Cybertruck. Предполагалось, что автомобиль начнет сходить с конвейера в 2021 году. Но за два года грузовики так и не были поставлены, а для большинства клиентов они появятся не раньше 2024 года.

В мае немецкая газета Handelsblatt начала писать о «файлах Тесла»: тысячах внутренних документов, предоставленных ей информатором. Среди этих документов был инженерный отчет, который может дать некоторое представление о том, почему автомобиль так долго не выходит на рынок. Отчет, датированный 25 января 2022 года, который изучил WIRED, показывает, что предсерийная «альфа» версия Cybertruck все еще боролась с некоторыми основными проблемами с подвеской, герметизацией кузова, уровнем шума, управляемостью и торможением.

«Ездил на новейшем прототипе Cybertruck по Гиге, штат Техас», — написал Маск в Твиттере в тот же день. «Это потрясающе!»

Содержание отчета не наносит смертельного удара по «Кибертраку». Как сказал один из ветеранов автомобильной промышленности, говоривший на условиях анонимности, чтобы избежать ответной реакции со стороны поклонников Tesla, компания располагает огромными финансовыми ресурсами, которые позволят ей решить проблемы, подробно описанные в отчете. Однако, по его словам, «моя первая реакция — я поражен. Это классические проблемы механической автомобильной инженерии, которые есть практически в любом автомобиле. Я потрясен тем, что они так сильно борются с основами».

Tesla не выпускает новые потребительские автомобили с 2020 года, и многие считают, что она отстает от других автопроизводителей, которые активизировали разработку EV, чтобы удовлетворить растущий спрос. Большинство автомобильных компаний обновляют свой модельный ряд каждые три-пять лет — Model S компании Tesla уже более 10 лет. Audi, для сравнения, рассчитывает выпустить более 20 новых автомобилей к 2026 году. Но хотя аналитики говорят, что окончательное производство кибергрузовика будет в основном символической победой для Tesla, которая все еще должна прибить запуск новых батарейных блоков, развернуть безопасное программное обеспечение Full Self-Driving по всему миру и создать действительно доступный автомобиль, задержки все еще имеют значение. Машине шумихи нужны новые продукты.

«Вам нужно что-то новое, чтобы оживить историю. Будь то человекоподобный робот, Tesla Semi, кибергрузовик, полное автономное вождение — все это честная игра в глазах пиар-машины Tesla, чтобы поддерживать повествование о продолжающемся росте», — говорит Джеффри Осборн, управляющий директор и старший аналитик, занимающийся вопросами Tesla в финансовой компании Cowen. «Логичным [первым] из всех этих проектов является кибергрузовик».

Компания Tesla не ответила на просьбу о комментарии.

Отчет о внутренней динамике и NVH-шуме, вибрации и жесткости, просочившийся в Handelsblatt, содержит результаты испытаний альфа-версии Cybertruck в сравнении с прогнозами, сделанными с помощью компьютерного моделирования (CAD), и с внутренними эталонами. В целом, в отчете представлена картина прототипа автомобиля, который протекает, шумит, имеет плохую управляемость и торможение.

«Это автомобиль на альфа-стадии, поэтому неудивительно, что он находится далеко от своих целей», — говорит Энди Палмер, бывший операционный директор Nissan и генеральный директор Aston Martin Lagonda, имеющий более чем 40-летний опыт работы в автомобильной промышленности. Палмер говорит, что он удивлен откровенностью отчета. «Вы бы устроили хорошую взбучку инженерам, которые это написали». Обычно такого не пишут».

В отчете говорится, что альфа-версию Cybertruck пришлось запечатывать вручную, но «есть ряд областей, которые мы не имеем четкого пути к герметизации» в серийной версии автомобиля. Это проблема не только для защиты от непогоды, но и для шума в кабине. Данные в отчете показывают, что альфа-версия была значительно более шумной, чем предполагали инженеры на основе своих разработок, и что испытатели выявили 21 потенциальную утечку шума в кузове автомобиля.

Автомобили Tesla имеют историю протечек, и отчет намекает на то, что необычная конструкция Cybertruck могла осложнить попытки инженеров правильно загерметизировать его. «В прошлом при производстве кузовов и в цехах окраски возникали трудности с герметизацией кузовов для обеспечения оптимальных характеристик NVH, а конструкция Cybertruck создает новые проблемы», — говорится в отчете.

Управляемость также была проблемой для альфа-кибертрака. В отчете был отмечен ряд проблем, включая «чрезмерную резкость и крены на средних скоростях», «высокие ускорения при лобовом опрокидывании» и «структурную тряску». В отчете говорится, что грузовик испытывал «чрезмерные боковые рывки при маневрировании на низкой скорости» и что ему необходимо решить проблемы с точностью рулевого управления и креном кузова. Режим Strafe, позволяющий поворачивать колеса, чтобы автомобиль мог «крабовым шагом» двигаться боком, имел «только базовую функциональность».

Тормозные характеристики были одной из худших областей в отчете. Инженеры Tesla стремились получить оценку 7, или «удовлетворительно», по шкале оценки Общества автомобильных инженеров, но альфа-версия получила только оценку 4, или «плохо». Согласно отчету, в январе 2022 года нажимная колодка педали тормоза Cybertruck все еще находилась в стадии разработки, поэтому в альфа-версии наблюдались «чрезмерный ход педали и непоследовательная остановка», «чрезмерный шаг при фрикционном торможении», проблемы с торможением при поворотах, а также нестабильность торможения усилителем.

«Работа тормозов кажется серьезной. Я удивлен, что они не продвинулись дальше», — говорит Палмер, ознакомившись с содержанием отчета. Обычно шасси, включая тормозную систему, является первым, над чем работают инженеры, опережая кузов и другие системы. «Так что на данном этапе мы имеем дело только с прототипами — это довольно поздно».

В отчете также подробно описаны результаты испытаний на кинематику и соответствие (K&C), которые используются для оценки ходовых качеств и управляемости автомобиля. Во время типичного испытания K&C кузов автомобиля фиксируется, а к колесам прикладываются контролируемые силы или смещения. Результаты таких испытаний позволяют получить параметры подвески автомобиля, такие как развал-схождение и сход-развал, измерение, определяющее, насколько колеса повернуты внутрь или наружу от прямолинейного положения. Отчет показал, что характеристики альфа-кибергрузовика продемонстрировали «значительное отставание от целевых показателей».

В отчете перечислены проблемы и потенциальные решения, некоторые из которых весьма поучительны. Передняя часть автомобиля имела некоторые проблемы, которые «невозможно было решить без изменения конструкции подвески». Против проблемы «слишком большого усиления развала-схождения», приводящего, помимо прочего, к износу шин и изменению центровки по высоте, в графе решений прямо указано «возможно, нет».

В отчете есть указания на проблемы, с которыми столкнулась Tesla при создании грузовика, способного конкурировать с другими электромобилями в своей категории.

Жесткость на кручение — это способность кузова автомобиля противостоять скручиванию. При повороте, если жесткость на кручение слишком мала, кузов выйдет из строя. Слишком большая, и автомобиль будет трудно поворачивать и склонен к недостаточной поворачиваемости. По словам Палмера, характеристики грузовика «Альфа» были значительно ниже запланированных, что может обеспокоить компанию Tesla. «Удивительно то, что это очень трудно исправить. Это фундаментальная проблема. В процессе разработки вы можете смоделировать это довольно точно. Поэтому я удивлен, что все так далеко зашло», — говорит он. «И это очень важно, потому что исправление этой проблемы увеличивает вес и ставит под угрозу дизайн автомобиля».

Tesla производит электромобили с 2008 года, но эксперты говорят, что создание грузовика представляет собой совершенно иную инженерную задачу. Другие производители, такие как Ford, чей электрический пикап F-150 Lightning начал выпускаться в апреле 2022 года, имеют десятилетия опыта в этой категории. Другие производители электрических грузовиков, включая бренды Chevrolet и GMC компании General Motors и Rivian, уже вывели или, скорее всего, выведут Cybertruck на рынок.

Tesla обещала характеристики, которые значительно превзойдут F-150 Lightning по дальности хода и тяговой мощности. Но компании придется начинать с нуля разработку или закупку многих деталей Cybertruck, в отличие от конкурентов, которые могут повторно использовать или эволюционировать детали от других моделей. Lightning — это электрическая версия грузовика, который продавался в США более 45 лет.

«Tesla придется выходить на рынок грузовиков против единственной вещи, которую американские компании, похоже, умеют делать действительно хорошо, а именно строить пикапы», — говорит Майк Рэмси, аналитик компании Gartner, занимающейся техническими исследованиями и консалтингом.

Кроме того, сам Маск заявил, что кибергрузовик — это сложное транспортное средство. «Вы не можете просто использовать обычные методы производства», — сказал он в мае во время телефонного разговора о доходах. «Нам пришлось изобрести целый набор новых производственных технологий, чтобы построить автомобиль с экзоскелетом, а не с эндоскелетом, так что это явно не тривиально».

Уникальный дизайн грузовика с его угловатыми пластинами и конструкцией из сплава нержавеющей стали означает, что его не только трудно изготовить, но и, вероятно, будет трудно отремонтировать, говорят эксперты.

Нержавеющая сталь нелегко поддается формовке. «Поэтому она выглядит так, как будто это результат работы студента в классе «Pop Quiz Number 1» по курсу «Intro to Car Design», — говорит Радж Раджкумар, профессор электротехники и вычислительной техники в Университете Карнеги-Меллон. По словам Раджкумара, материал требует специальных технологий сварки, и он не так легко гнется, что может быть опасно при столкновении, когда сила, обычно поглощаемая «зоной смятия», может быть передана пассажирам салона.

Эксперты отмечают, что странная форма автомобиля, и особенно его острые края, не позволят Cybertruck соответствовать правилам защиты пешеходов в Европе и, возможно, на других рынках. «Эти длинные, негнущиеся металлические листы с острыми линиями и огромным лобовым стеклом заставляют меня думать, что возникнут реальные проблемы с потенциальным прохождением правил безопасности, особенно за пределами США», — говорит Рэмси из Gartner.

Решение всех этих производственных и инженерных проблем, вероятно, значительно повысило цену кибергрузовика. Первоначально Маск заявлял, что цена пикапа будет начинаться ниже 40 000 долларов. Однако к 2021 году эти привлекательные ценовые предложения уже были удалены с сайта Tesla. В прошлом году Маск сообщил акционерам, что технические характеристики и цена автомобиля изменились с момента его представления в 2019 году.

Теперь, в соглашении о предварительном заказе за 100 долларов, Tesla просто заявляет, что «окончательный прайс-лист будет предоставлен вам по мере приближения даты поставки».

Вопрос о том, когда именно наступит эта дата, остается открытым. Во время телефонного разговора о доходах 26 января 2022 года, через день после даты, указанной в просочившемся отчете, Маск объявил, что кибергрузовик будет отложен до «возможно, следующего года», аргументируя это тем, что запуск нового автомобиля нарушит производственный график компании. «Если мы представим новые транспортные средства, наш общий объем производства снизится», — сказал Маск во время телефонного разговора. С тех пор Tesla снова отложила серийное производство Cybertruck до 2024 года, несмотря на то, что Маск заявил в интервью на YouTube в июле 2022 года, спустя всего пять месяцев после отчета о NVH, что дизайн «наконец-то зафиксирован», добавив со звучным вздохом: «Мы слишком увлеклись».

В просочившемся отчете содержится только подробное описание конструктивных проблем, с которыми столкнулся грузовик в 2022 году, и не рассматриваются другие ключевые факторы, такие как производительность электромотора или батареи, а также программное обеспечение автомобиля. В конце мая газета Handelsblatt сообщила, что среди полученных ею документов были тысячи жалоб клиентов на нестабильное поведение функции полного автономного привода (FSD) Tesla. В США Национальная администрация безопасности дорожного движения, правительственное агентство, отвечающее за безопасность дорожного движения, проводит расследование в отношении системы FSD. В начале этого года агентство вынудило Tesla отозвать программное обеспечение системы полного автономного вождения. Tesla не согласилась с выводами агентства, но обновила свое программное обеспечение путем автоматической загрузки в автомобили клиентов.

Вы работали в компании Tesla? Есть ли что-то, что, по вашему мнению, мы должны знать? Напишите авторам по адресу Jeremy_White@wired.com или Aarian_Marshall@wired.com.

Документы, содержащиеся в утечках в Handelsblatt, также включали частную информацию, в том числе зарплату сотрудников и банковские реквизиты клиентов. Органы по защите данных в Нидерландах, где находится европейская штаб-квартира Tesla, проводят расследование утечки. Согласно закону Европейского союза о защите персональных данных, за утечку данных компании могут быть оштрафованы на сумму до 4 процентов от их годового дохода. В мае Facebook был оштрафован на 1,2 миллиарда евро (1,3 миллиарда долларов) Комиссией по защите данных Ирландии за передачу данных пользователей из Европы в США.

Цена акций Tesla рухнула в прошлом году, упав с более чем 400 долларов в конце 2021 года до менее 110 долларов в январе 2023 года. Однако за последние несколько месяцев она поднялась до уровня около 200 долларов. Это по-прежнему самая дорогая автомобильная компания в мире и мировой лидер по продажам электромобилей.

Хотя задержка Cybertruck — не лучший вариант для Tesla, правда в том, что у Маска и его компании могут быть более важные приоритеты. Инвесторы больше заинтересованы в том, чтобы компания достигла своих целей по продажам — 1,8 миллиона автомобилей в этом году по сравнению с 1,2 миллионами в прошлом году; в своевременном завершении производства в Мексике к 2025 году; в прогрессе в реализации проектов гигафабрик в США, Китае и Германии; а также в успешном запуске других новых моделей, включая более доступный автомобиль по цене около 30 000 долларов.

«У [Маска] много шаров в воздухе», — говорит Том Нараян, аналитик и руководитель глобальной практики автопроизводителей в RBC Capital Markets. «Кибертрак находится в списке вещей, которые являются приоритетными, но он не на первом месте. Я не думаю, что это когда-либо будет крупносерийным автомобилем».

Астрономически маловероятно, что Tesla отменит проект Cybertruck. Инженерные проблемы, подробно описанные в отчете 2022 года, были серьезными, но не смертельными, и их можно было бы устранить при наличии достаточного количества денег, которых у Tesla предостаточно. «Не может быть, чтобы они не смогли найти способ сделать кибергрузовик приемлемым для рынка», — говорит автомобильный инженер. «Возможно, это будет не самый тихий EV, но кого это волнует? Они собираются их продавать. Люди ждали их годами».

И у нее есть преданные клиенты, некоторые из которых имеют культовую преданность бренду и его основателю и агрессивно защищают его от критиков в Twitter — платформе, стоимость которой оценивается в 15 миллиардов долларов, и на покупку которой в октябре прошлого года Маск потратил 44 миллиарда долларов. Но получат ли покупатели то, чего они ждут, когда грузовики наконец-то начнут массово сходить с конвейеров, еще предстоит выяснить.

«Существует это поле искажения реальности, потому что у Tesla уже было так много задержек, и люди так привыкли к тому, что Элон Маск выдает желаемое за действительное в отношении продуктов и возможностей». говорит Рэмси. «Теперь никто ему не верит».

Обновление: В предыдущей версии этой статьи твит Элона Маска «Это круто!» был ошибочно датирован 26 января 2022 года, а не 25 января.

Источник: https://www.wired.com/story/a-leaked-tesla-report-shows-the-cybertruck-had-basic-design-flaws/

Avatar photo
Mr.Cat

Слежу за технологиями и новинками электроники, всегда готов поделиться знаниями и помочь в выборе

Оцените автора
Все о телефонах
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.